Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

На огненные рубежи

Дата: 28 сентября 2021 в 11:18, Обновлено 29 сентября 2021 в 14:30
359 просмотров

                                      На огненные рубежи

На  поисковый объект в Калинковичском районе мы добирались достаточно долго. Ко всему еще пропустили поворот в сторону деревни Березники. И совершенно неожиданно оказались у указателя Озаричи. Может, кто-то бы и вернулся назад, но мы посчитали, что это не просто наша ошибка, и проехали несколько сот метров до мемориального комплекса на месте бывшего концлагеря.

Многие наши поисковики здесь впервые. Вряд ли кого   оставит равнодушным эта экскурсия. До глубины души были потрясены и мы. После монумента прошли мимо наблюдательной вышки – точь-в-точь с такой удерживали пленников фашисты, не позволяя им покинуть страшное болото, где ранней весной 1944 года  умирали от холода, голода и тяжелой инфекционной болезни женщины, старики, дети. У кромки болота на колючей проволоке теперь висят мягкие игрушки, иконки, цветы в память о жертвах фашизма. Историю озаричской трагедии нам подробно рассказал руководитель поискового клуба Павел Владимирович Денисенко. Светило яркое июльское солнце, вокруг сосновый лес, но на мемориале была  оглушительная тишина. И не поспоришь со словами на билборде: «Здесь ветер и тот не свистит на бегу, и не утихает филин на горькой осине, и не каркает ворон на темном суку, прилетает сюда, замолкает кукушка, в этом месте ей некому годы считать».

                                   Савин Рог, Михайловское, Тремец

По дороге в нашему поисковому объекту мы еще раз сбились с дороги. Поверив навигатору,  свернули в районе  деревни Рог. Через пару одиноких домов мы уткнулись в поле. Это потом, изучая события 1944-го, поняли, что, по сути, Савиного Рога уже и нет. А еще во время рекогносцировки в позапрошлом году увидели несколько домов, оставшихся от Тремца. И только Михайловское приветствовало нас жилыми домами, цветными палисадниками, ухоженными подворьями. Приближаясь к нашему объекту, остановились мы на берегу живописного озера. Тут и решили  обустроить наш лагерь. Полесье встретило нас проливным летним дождем. Подождав, когда природа «сполоснет» округу и проветрит окраину леса у озера, мы установили палатки. К слову, за долгие годы нашей поисковой работы впервые обустроились с комфортом. Об этом позаботились в Савичском сельском совете, вместе с лесниками построив на берегу озера вместительную беседку со столом и скамейками и оборудованным местом для костра.  А близость озера с чистой водой для любого путника – настоящий подарок. Так что с дороги мы с огромным удовольствием искупались.

Долгие дни учебы будут скрашивать воспоминания о вечерних посиделках у костра бархатными теплыми вечерами, наполненными запахами разнотравья, сосен и дымка.

                             Наш объект – огненный треугольник

Утро у нас без романтики, потому что мы не на отдыхе, мы – на поисковой вахте. Поэтому к нашему подъему уже снят дежурными с костра ведерный казан  сытной каши с тушенкой и заварен чай. Представители поискового батальона под командованием лейтенанта Вячеслава Бердника приезжают четко по времени, как и положено, по – военному. Отправляемся в лес. Углубляемся метров на 500. В прилеске, перед ржаным полем, земля изрезана все еще четкими оборонительными траншеями. Ранее, во время рекогносцировки, нами обнаружены останки советского офицера. О чем и было сообщено поисковому подразделению Вооруженных сил нашего государства. Нынешний день особенный. Останки бойца подняты и будут упокоены в торжественной обстановке в братском захоронении в деревне Савичи. Военнослужащие и кадеты с офицерами тщательно обследуют прилегающую местность. Опушки леса и брустверы оборонительных сооружений усыпаны черничником. Ягоды в самом соку, их много. Но у нас есть серьезная задача и мы на службе…

От летнего зноя спасает лес и запас питьевой воды, о котором мы всегда заботимся, уходя на объект. О чем думаем в такие минуты? О тех людях, которые здесь воевали, погибали, приближали победу над врагом.

Изучив военные документы, знаем, что здесь в начале 1944 года несколько месяцев велись оборонительные бои. Одно подразделение сменяло другое. В январе оборону держала 82-я стрелковая дивизия, в начале февраля ей на смену пришли стрелки 69 дивизии. Сюда же 14 февраля прибыл 115 стрелковый полк. В марте на боевых позициях в треугольнике Савин Рог-Тремец-Михайловское сражался 383 отдельный пулеметный батальон 161 укрепрайона. В апреле боевые позиции занял 1201 стрелковый полк, 354 стрелковая дивизия с 259 штрафной ротой. Нам еще предстоит изучить подробные события этого противостояния. Но на войне не бывает ничего просто так. Год с небольшим оставался до Победы. Враг пытался изменить ситуацию, чувствуя близость западных границ нашего государства, а, значит, и скорый конец войне. А части Красной Армии сражались за каждую пядь освобожденной  родной земли. Тщательно обследовав  этот участок оборонительных сооружений, мы перешли в последующие дни  за поле, окруженное лесом. Там, по нашим предварительным обследованиям местности, также должны были быть останки воинов. Пройдя  вдоль, поняли рациональность ее создания. Оба конца упирались в низину, где, скорее всего, в годы войны были лесные болота. Результаты рекогносцировки подтвердили бойцы поискового батальона. В двух раскопах показались человеческие останки. Наша задача в таких случаях отрабатывать отвал. Тщательно перебираем грунт, который взрослые извлекают из раскопа.  Вдруг руки одного из нас ощущают твердый ком. Освободив его от почвы, видим сгусток ржавчины. Опытные военнослужащие сразу определяют -- перочинный нож. Очищаем нож от налета ржавого металла. Тщательно промываем. Пластиковая планка на рукоятке оплавлена. К сожалению, никаких пометок на ноже нет. За этим предметом солдатского быта стоит  героическая военная судьба. По состоянию останков видно, что боец был молодым человеком. Маленький солдатский помощник был всегда со своим хозяином, создавал ему удобства в любых ситуациях, а чаще всего при приеме пищи в минуты затишья между боями. По состоянию оплавленных деталей  можно представить ситуацию горячего боя и последних минут жизни воина.

Из стрелковых ячеек извлечены останки троих бойцов. Июльский зной ослабевает в лесной тени. В просвете прилеска виднеется золотое колосистое поле. В лесу тишина, и лишь редкие голоса подают так же уставшие от жары птицы.

Возвращаемся на стоянку к вечеру, каждый в раздумьях о жизни и  смерти, о войне и мире, о тех людях, которые не раздумывая уходили в свой последний бой. В такие минуты хорошо понимаем, как важно сделать все возможное, чтобы погибшие бойцы обрели вечный покой  на мемориалах, в братских могилах и были почитаемы.

                          К дотам железобетонного меридиана

И лишь бивуачная жизнь отвлекает от грустных мыслей. Бодрит купание в  чистом теплом озере. Потом мы отправляемся в лес за упавшим сухостоем для нашего костра. Солнце касается верхушек деревьев, готовясь к закату. В этот момент к нам и прибыли гости. Визит председателя Савичского сельского совета и руководителя музея сельского Дома культуры был для нас неожиданным. Инна Савельевна Блоцкая и Виктор Николаевич    Гормаш  радушно пригласили нас на экскурсию. Оказывается, что поблизости от нашей стоянки в лесных массивах находятся несколько дотов 65-го  Мозырского укрепрайона.  Кадеты с огромным интересом посещают эти сооружения на территории Полесья. Их около 160, поэтому и называют их образно – железобетонный меридиан.

 Оставив дежурных по «камбузу», отправляемся в неожиданное путешествие.  Виктор Николаевич рассказал нам у военных объектов о событиях, которые происходили здесь в 1941 году. Пал Смоленск, немцы были на подступах к Москве, а здесь, в фортификационных сооружениях на Полесье, шли ожесточенные бои. Несколько немецких дивизий, в том числе 45-я пехотная из Австрии, принимавшая участие в осаде Брестской крепости, встретили сильное противостояние 75-й стрелковой дивизия Красной Армии, 18-го Житковичского погранотряда войск НКВД, моряков Пинской военной флотилии, народных ополченцев. Наши подразделения оборонялись в отрыве от фронта до последнего патрона. И лишь в конце августа получили приказ отступить в сторону Киева.

Интересной была для нас и экскурсия в музей Дома культуры агрогородка Савичи, и само знакомство с населенным пунктом.

                              Мы хороним наших бойцов

А в осенний сентябрьский день мы вновь вернулись в Савичи, чтобы попрощаться с поднятыми нами на боевых позициях героями Великой Отечественной войны. В братской могиле погребено более пятисот бойцов, отдавших жизнь за освобождение этого населенного пункта. Еще четверо неизвестных героев были преданы земле со всеми воинскими почестями.

Куст Юлия, Швед Екатерина

Кадеты 2 курса 1 взвода

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.