Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Непотопляемая «Орша»

Дата: 12 мая 2020 в 23:29, Обновлено 12 мая 2020 в 23:35
410 просмотров

Мы продолжаем жить под эгидой «Года малой Родины». И это не просто словесное сопровождение нашей жизни, это тот период, когда мы должны научиться беречь  все хорошее, что нажито нашими предками, и не просто беречь, а сохранять и приумножать. Под силу ли такая задача каждому гражданину? Я думаю, что в этом деле найдет себя каждый. И  хочу привести в пример высокий гражданский поступок  офицера запаса, подполковника милиции Григория Андреевича Шагина.

Этот человек не только изучил героическую судьбу парохода «Орша» и его команды, но и сделал все возможное, чтобы это легендарное судно продолжило свой путь, пусть и в качестве туристического объекта на суше, являлось тем местом в Гомеле на берегу залива у реки Сож, где люди смогут  многое узнать о славном боевом пути речного флота в годы  Великой Отечественной войны. 

Героическую лепту  в победу над врагом внесли речники Пинской военной флотилии.  В боевой строй с этими судами стал и пароход «Марат». Судно построили на Пинской судоверфи в 1902 году. И первоначальное его имя «Орша». Пароход  «крестили»  четырежды: «Орша»,  «Марат», «Берестя», ДМ-03. Григорий Андреевич Шагин нашел интересный документ, где говорится, что   еще  28 сентября 1919 года пароход призвали на службу военным морякам -- был мобилизован и включён в состав Днепровской военной флотилии в качестве штабного корабля 1-го дивизиона. В связи с событиями тех лет «Марат» был оборудован двумя пулемётами. Довелось ему лежать и на речном дне. Но судно было благополучно поднято и восстановлено.

С особым волнением я узнала о судьбе «Марата» в Годы Великой Отечественной войны. Григорий Андреевич нашел на интернетных просторах интервью со штурманом судна Файрузой Галиевой. В апреле 1941 года после окончания Казанского речного техникума штурман Галиева  Файруза попала вторым помощником капитана на буксир «Марат». Вечером 21 июня буксир причалил в порту Пинск, что на Припяти. На следующее утро, в 4 часа, – оглушительный гром бомбёжки прервал мирный сон команды.

Под жестоким обстрелом пароход вывозил раненых из Гомеля до Киева. В конце концов, разрушенный, безжизненный город был сдан врагу 19 августа 1941 года.

Речникам была дана команда сойти на берег, а суда затопить.  Было это 25 августа 1941 года. «Марат» пролежал  на речном дне до 1947 года в 100 километрах от Гомеля.  Жизнь в него вдохнули на Речицкой судоверфи. В 1959 году мирному труженику еще раз «поправили здоровье», но стал он уже не самоходным пароходом, а дебаркадером «ДМ-03».

Если бы не гражданский поступок офицера Шагина, со временем «Орша» ушла бы на металлолом. Сегодня же это уникальный артефакт, героический объект и отличное место для размышления о собственной роли в истории страны и малой родины, о чем мы сегодня много говорим и пишем. А можем и стать в единый строй с теми людьми, которые делают много полезного для своей малой и большой Родины.

Чернецкая Екатерина

2 курс 2 взвод

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.